Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской дал интервью журналу «Коммерсантъ. Власть

«России для освоения шельфа надо опираться на свои мощности» Говорит министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. Весной 2015 года Россия подаст заявку в комиссию ООН по границам континентального шельфа на присоединение 1,2 млн кв. км в Северном Ледовитом океане. О том, что произойдет в случае одобрения заявки, «Власти» рассказал министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. Есть ли предварительные расчеты затрат на добычу полезных ископаемых на присоединяемой территории? По оценкам экспертов, в этой части минимальные извлекаемые ресурсы составляют 4,9 млрд тонн условного топлива. Исходя из этих данных, можно ожидать затраты от 5-6 трлн рублей, что сопоставимо с хорошим бюджетом развития отраслей, например судостроения. Большая часть средств будет направлена на создание инфраструктуры. Поскольку России для освоения шельфа в первую очередь надо опираться на свои мощности, мы делаем акцент на развитие сопутствующих и обеспечивающих отраслей. С этой же целью, а также чтобы освоение месторождений происходило эффективно, мы создаем для госкомпаний, работающих на шельфе, специальные условия, предоставляем льготы. Затраты в 5-6 трлн рублей — это только предварительная и примерная оценка. Нужно понимать, что прогнозные цифры в любом случае будут отличаться от реальных, которые мы получим только тогда, когда в арктической зоне начнут реализовываться реальные проекты. У нас только две компании имеют право работать на шельфе: это «Газпром» и «Роснефть», и в зависимости от того, какую стратегию каждая из компаний выберет, будет меняться объем затрат, требуемый для освоения месторождений. Есть ли у нас сейчас технологии, с помощью которых мы могли бы работать в тяжелых арктических условиях? Нигде в мире таких технологий нет. И «Приразломная», и «Победа», и «Ямал СПГ» — все это уникальные проекты, у которых нет аналогов. Сейчас вопрос состоит в том, как быстро мы сможем разработать технологии и подготовить оборудование, чтобы запускать новые проекты в Арктике. В первую очередь для этого нужны системные условия. Например, специальная нормативная база, стимулирующая строительство инфраструктуры, а также оптимальная налоговая система, позволяющая делать именно такие проекты инвестиционно привлекательными. Кроме того, необходимо как можно скорее снимать излишние административные барьеры, и решению этого вопроса министерство уделяет повышенное внимание. Они не только сдвигают реализацию северных проектов во времени, но и генерируют дополнительные затраты. Вместе с тем в основу современной системы комплексного развития Арктики заложены принципы рационального природопользования. То есть решение задач по промышленному и социальному развитию арктической зоны должно быть максимально сбалансировано с точки зрения экологической безопасности этого уникального региона. Соблюдение этого условия должно стать приоритетным для российских нефте- и газодобывающих компаний. Из-за санкций многие иностранные компании, например Exxon Mobil, были вынуждены приостановить свое участие в проектах по разработке и добыче углеводородов в Арктике. Есть ли у России мощности для самостоятельного осуществления добычи? Говорить о том, что Россия сейчас сможет самостоятельно бурить и строить добычные платформы, слишком оптимистично. Но в любом случае мы должны к этому прийти. Уже сейчас создаются необходимые мощности по судостроению, а также компании, которые будут предоставлять услуги по сейсморазведке и т. д. Нужно восстанавливать многие производственные предприятия, которые у нас не востребованы, по сути, еще с конца 1980-х годов. Тогда Россия самостоятельно, без привлечения зарубежных партнеров осваивала арктический шельф. В 1990-х годах было потеряно много ресурсов, и сейчас, когда мы возвращаемся в Арктику, многие вещи приходится делать заново. Также есть спрос на развитие инфраструктуры и технологий. Наши компании планируют продолжать работать в арктических проектах, поэтому есть необходимость в развитии собственного производства, появлении на этом рынке новых, но именно российских субподрядчиков. Финансирование ряда проектов может происходить за счет средств бюджетов различного уровня с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Как отразились санкции на промышленном освоении шельфа компаниями? Нужна ли им помощь? Компании сами должны сформулировать свои ориентиры с учетом того, что ряд партнеров приостановил свою деятельность в проектах, и поставить себе задачи — куда дальше двигаться, какие работы вести и в какие сроки. Мы со своей стороны готовы помогать и помогаем бизнесу в рамках наших компетенций. От «Роснефти», «Газпрома» и других компаний, которые оказались в санкционных списках, мы ждем конкретных предложений. В частности, недавно к нам пришла компания «Новатэк» с конкретным предложением о том, что в условиях санкций они хотели бы сконцентрировать свои ресурсы на добыче и экспорте газа. Мы это предложение поддержали, и в итоге работа «Новатэка» по данному направлению будет активизирована в ближайшее время. В 2013 году «Роснефть» получила лицензию на разведку и добычу углеводородов на Альбановском участке шельфа Баренцева моря. В Greenpeace утверждают, что значительная часть этого участка попадает в границы природного заказника «Земля Франца Иосифа» и добычу там вести нельзя. Почему была выдана лицензия на освоение «Роснефтью» месторождения в охраняемой природной зоне? Как мне докладывали коллеги, при подготовке документов произошло совпадение координат, и лицензионный участок захватил зону национального парка. В настоящее время лицензия по Альбановскому участку находится на стадии пересмотра и корректировки границ. Охранная зона из финального варианта лицензии обязательно будет исключена. Каковы перспективы развития Северного морского пути в контексте нынешнего российского «разворота на Восток»? Каков прогноз по грузовой базе на этом направлении, с учетом наличия конкурентных маршрутов, вроде пути через Суэцкий канал? Каковы перспективы перевозки по этому направлению коммерческих грузов, например, из Китая или Японии? В целом Северный морской путь (СМП) находится только в самом начале своего восстановления, но сейчас уже понятно, что для запланированного освоения арктических территорий он просто жизненно необходим. Я хочу отметить, что вообще нельзя ставить такую самостоятельную задачу, как развитие СМП. Причина в том, что СМП — это система транспортно-логистического обеспечения инвестиционных проектов, связанных, главным образом, с освоением углеводородных ресурсов арктического шельфа и побережья. Речь идет о поставках оборудования и материалов для обустройства месторождений, а затем — о вывозе продукции и обеспечении деятельности промыслов. Если будет нечего обеспечивать, то не будет и необходимости в развитии инфраструктуры. Незачем будет строить новые ледоколы, порты, развивать навигационное и гидрографическое обеспечение, систему связи, поисков и спасения и т. п. Но я думаю, что перевозки будут. Например, у проекта «Ямал СПГ» законтрактован почти весь объем плановой добычи. Около трети предполагается поставлять в восточном направлении по СМП. Нельзя исключать, что в восточном направлении будет поставляться и часть добываемой нефти, по крайне мере, технические возможности для этого есть. А это приведет к развитию инфраструктуры СМП, снижению рисков мореплавания, а в итоге — к снижению расходов транспортных компаний. Как следствие, СМП станет более привлекательным и для чисто транзитных перевозок — как на восток, так и на запад. При этом нужно отметить, что не менее 80% грузоперевозок по трассе СМП будут нести не транзитный характер, а обеспечивать внутренние российские перевозки. Речь идет о Сабетте («Ямал СПГ»), Новом Порте и подобных проектах. Хоть путь по морю и имеет свои недостатки, обусловленные, в частности, зависимостью от погодных условий, в любом случае это более гибкий вариант транспортировки как оборудования, так и нефти и газа, чем, например, Транссиб. Там есть ограничения по мощностям, по доступу, и в целом с точки зрения выстраивания логистики путь по железной дороге получается более сложным. Суэцкий канал, расширение которого планируется в 2016 году и которое приведет к росту как тоннажа судов, так и скорости их прохождения по каналу, не является в прямом смысле конкурентом СМП. Планируется, что он будет использоваться большую часть года для поставок арктического сырья на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. СМП является альтернативой Суэцкому каналу для поставки ряда грузов, в основном полезных ископаемых (углеводороды, руды и т. п.), в благоприятный период летне-осенней навигации. Оценивая перспективную грузовую базу, можно исходить из прогнозных объемов добычи нефти и газа на арктических месторождениях, вывоз продукции которых осуществляется или планируется морским путем. Если мы суммируем как объемы добычи в соответствии с уже утвержденными документами по разработке месторождений, так и заявленные планы компаний в отношении уже открытых месторождений, то получим немногим более 50 млн тонн нефти и СПГ после 2020 года. Но при этом надо учитывать, что половина будет добываться на побережье и шельфе Печорского моря и лишь небольшая часть этих грузов будет транспортироваться по СМП. Собственно СМП будет обеспечивать вывоз нефти и СПГ из северных районов Западной Сибири — как в западном, так и восточном направлении. В итоге можно ожидать объем транспортировки углеводородного сырья по СМП в районе 30-35 млн тонн в обоих направлениях. Со своей стороны наше министерство должно обеспечивать экологическую безопасность использования СМП. Минприроды России ведет работы по созданию системы прогноза и мониторинга хозяйственной деятельности на арктическом шельфе России, связанной с освоением углеводородных ресурсов и развитием транспортной схемы. Это необходимо для прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера, которые представляют угрозу для экологических систем Арктики.«России для освоения шельфа надо опираться на свои мощности» Говорит министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. Весной 2015 года Россия подаст заявку в комиссию ООН по границам континентального шельфа на присоединение 1,2 млн кв. км в Северном Ледовитом океане. О том, что произойдет в случае одобрения заявки, «Власти» рассказал министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. Есть ли предварительные расчеты затрат на добычу полезных ископаемых на присоединяемой территории? По оценкам экспертов, в этой части минимальные извлекаемые ресурсы составляют 4,9 млрд тонн условного топлива. Исходя из этих данных, можно ожидать затраты от 5-6 трлн рублей, что сопоставимо с хорошим бюджетом развития отраслей, например судостроения. Большая часть средств будет направлена на создание инфраструктуры. Поскольку России для освоения шельфа в первую очередь надо опираться на свои мощности, мы делаем акцент на развитие сопутствующих и обеспечивающих отраслей. С этой же целью, а также чтобы освоение месторождений происходило эффективно, мы создаем для госкомпаний, работающих на шельфе, специальные условия, предоставляем льготы. Затраты в 5-6 трлн рублей — это только предварительная и примерная оценка. Нужно понимать, что прогнозные цифры в любом случае будут отличаться от реальных, которые мы получим только тогда, когда в арктической зоне начнут реализовываться реальные проекты. У нас только две компании имеют право работать на шельфе: это «Газпром» и «Роснефть», и в зависимости от того, какую стратегию каждая из компаний выберет, будет меняться объем затрат, требуемый для освоения месторождений. Есть ли у нас сейчас технологии, с помощью которых мы могли бы работать в тяжелых арктических условиях? Нигде в мире таких технологий нет. И «Приразломная», и «Победа», и «Ямал СПГ» — все это уникальные проекты, у которых нет аналогов. Сейчас вопрос состоит в том, как быстро мы сможем разработать технологии и подготовить оборудование, чтобы запускать новые проекты в Арктике. В первую очередь для этого нужны системные условия. Например, специальная нормативная база, стимулирующая строительство инфраструктуры, а также оптимальная налоговая система, позволяющая делать именно такие проекты инвестиционно привлекательными. Кроме того, необходимо как можно скорее снимать излишние административные барьеры, и решению этого вопроса министерство уделяет повышенное внимание. Они не только сдвигают реализацию северных проектов во времени, но и генерируют дополнительные затраты. Вместе с тем в основу современной системы комплексного развития Арктики заложены принципы рационального природопользования. То есть решение задач по промышленному и социальному развитию арктической зоны должно быть максимально сбалансировано с точки зрения экологической безопасности этого уникального региона. Соблюдение этого условия должно стать приоритетным для российских нефте- и газодобывающих компаний. Из-за санкций многие иностранные компании, например Exxon Mobil, были вынуждены приостановить свое участие в проектах по разработке и добыче углеводородов в Арктике. Есть ли у России мощности для самостоятельного осуществления добычи? Говорить о том, что Россия сейчас сможет самостоятельно бурить и строить добычные платформы, слишком оптимистично. Но в любом случае мы должны к этому прийти. Уже сейчас создаются необходимые мощности по судостроению, а также компании, которые будут предоставлять услуги по сейсморазведке и т. д. Нужно восстанавливать многие производственные предприятия, которые у нас не востребованы, по сути, еще с конца 1980-х годов. Тогда Россия самостоятельно, без привлечения зарубежных партнеров осваивала арктический шельф. В 1990-х годах было потеряно много ресурсов, и сейчас, когда мы возвращаемся в Арктику, многие вещи приходится делать заново. Также есть спрос на развитие инфраструктуры и технологий. Наши компании планируют продолжать работать в арктических проектах, поэтому есть необходимость в развитии собственного производства, появлении на этом рынке новых, но именно российских субподрядчиков. Финансирование ряда проектов может происходить за счет средств бюджетов различного уровня с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Как отразились санкции на промышленном освоении шельфа компаниями? Нужна ли им помощь? Компании сами должны сформулировать свои ориентиры с учетом того, что ряд партнеров приостановил свою деятельность в проектах, и поставить себе задачи — куда дальше двигаться, какие работы вести и в какие сроки. Мы со своей стороны готовы помогать и помогаем бизнесу в рамках наших компетенций. От «Роснефти», «Газпрома» и других компаний, которые оказались в санкционных списках, мы ждем конкретных предложений. В частности, недавно к нам пришла компания «Новатэк» с конкретным предложением о том, что в условиях санкций они хотели бы сконцентрировать свои ресурсы на добыче и экспорте газа. Мы это предложение поддержали, и в итоге работа «Новатэка» по данному направлению будет активизирована в ближайшее время. В 2013 году «Роснефть» получила лицензию на разведку и добычу углеводородов на Альбановском участке шельфа Баренцева моря. В Greenpeace утверждают, что значительная часть этого участка попадает в границы природного заказника «Земля Франца Иосифа» и добычу там вести нельзя. Почему была выдана лицензия на освоение «Роснефтью» месторождения в охраняемой природной зоне? Как мне докладывали коллеги, при подготовке документов произошло совпадение координат, и лицензионный участок захватил зону национального парка. В настоящее время лицензия по Альбановскому участку находится на стадии пересмотра и корректировки границ. Охранная зона из финального варианта лицензии обязательно будет исключена. Каковы перспективы развития Северного морского пути в контексте нынешнего российского «разворота на Восток»? Каков прогноз по грузовой базе на этом направлении, с учетом наличия конкурентных маршрутов, вроде пути через Суэцкий канал? Каковы перспективы перевозки по этому направлению коммерческих грузов, например, из Китая или Японии? В целом Северный морской путь (СМП) находится только в самом начале своего восстановления, но сейчас уже понятно, что для запланированного освоения арктических территорий он просто жизненно необходим. Я хочу отметить, что вообще нельзя ставить такую самостоятельную задачу, как развитие СМП. Причина в том, что СМП — это система транспортно-логистического обеспечения инвестиционных проектов, связанных, главным образом, с освоением углеводородных ресурсов арктического шельфа и побережья. Речь идет о поставках оборудования и материалов для обустройства месторождений, а затем — о вывозе продукции и обеспечении деятельности промыслов. Если будет нечего обеспечивать, то не будет и необходимости в развитии инфраструктуры. Незачем будет строить новые ледоколы, порты, развивать навигационное и гидрографическое обеспечение, систему связи, поисков и спасения и т. п. Но я думаю, что перевозки будут. Например, у проекта «Ямал СПГ» законтрактован почти весь объем плановой добычи. Около трети предполагается поставлять в восточном направлении по СМП. Нельзя исключать, что в восточном направлении будет поставляться и часть добываемой нефти, по крайне мере, технические возможности для этого есть. А это приведет к развитию инфраструктуры СМП, снижению рисков мореплавания, а в итоге — к снижению расходов транспортных компаний. Как следствие, СМП станет более привлекательным и для чисто транзитных перевозок — как на восток, так и на запад. При этом нужно отметить, что не менее 80% грузоперевозок по трассе СМП будут нести не транзитный характер, а обеспечивать внутренние российские перевозки. Речь идет о Сабетте («Ямал СПГ»), Новом Порте и подобных проектах. Хоть путь по морю и имеет свои недостатки, обусловленные, в частности, зависимостью от погодных условий, в любом случае это более гибкий вариант транспортировки как оборудования, так и нефти и газа, чем, например, Транссиб. Там есть ограничения по мощностям, по доступу, и в целом с точки зрения выстраивания логистики путь по железной дороге получается более сложным. Суэцкий канал, расширение которого планируется в 2016 году и которое приведет к росту как тоннажа судов, так и скорости их прохождения по каналу, не является в прямом смысле конкурентом СМП. Планируется, что он будет использоваться большую часть года для поставок арктического сырья на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. СМП является альтернативой Суэцкому каналу для поставки ряда грузов, в основном полезных ископаемых (углеводороды, руды и т. п.), в благоприятный период летне-осенней навигации. Оценивая перспективную грузовую базу, можно исходить из прогнозных объемов добычи нефти и газа на арктических месторождениях, вывоз продукции которых осуществляется или планируется морским путем. Если мы суммируем как объемы добычи в соответствии с уже утвержденными документами по разработке месторождений, так и заявленные планы компаний в отношении уже открытых месторождений, то получим немногим более 50 млн тонн нефти и СПГ после 2020 года. Но при этом надо учитывать, что половина будет добываться на побережье и шельфе Печорского моря и лишь небольшая часть этих грузов будет транспортироваться по СМП. Собственно СМП будет обеспечивать вывоз нефти и СПГ из северных районов Западной Сибири — как в западном, так и восточном направлении. В итоге можно ожидать объем транспортировки углеводородного сырья по СМП в районе 30-35 млн тонн в обоих направлениях. Со своей стороны наше министерство должно обеспечивать экологическую безопасность использования СМП. Минприроды России ведет работы по созданию системы прогноза и мониторинга хозяйственной деятельности на арктическом шельфе России, связанной с освоением углеводородных ресурсов и развитием транспортной схемы. Это необходимо для прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера, которые представляют угрозу для экологических систем Арктики.

Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *